Print

Россия не хочет знать правду о прошлом

О десталинизации

Сергей Мироненко

Перед конференцией "История сталинизма. Итоги и проблемы изучения" стоят цели, традиционные для научной исторической конференции: поставить проблему, понять ее актуальность, собрать лучшие исследовательские силы со всего мира, подвести итог сделанному. Мы предполагаем сформулировать проблемное поле исследования сталинизма как феномена отечественной истории.

Если же говорить об общественном резонансе конференции, то я надеюсь, что конференция сумеет повлиять на изменение нашего общественного сознания. Стыдно, когда Сталин, уже ставший притчей во языцех в проекте "Имя России", вдруг стал занимать одно из первых мест.

Я с горечью должен констатировать, что наше общество не хочет знать правду о прошлом, что оно в значительной степени живет мифами, которые создавались в том числе и в сталинское время. Тяга к Сталину объясняется еще и тем, что сейчас мало кто реально представляет себе, какой страшный период пережила наша страна. И вряд ли, я думаю, если кто-то знал бы не мифологическую историю побед, а реальную, ужасную, тяжелую жизнь, которой жили тогда наши соотечественники, то это было бы лучше. Кроме того, было бы неправильно изображать сталинский период отечественной истории только черной краской. Люди жили, веселились и в то время.

Задача конференции – уйти от крайностей, по возможности объективно взглянуть на наше прошлое. Возможно это или нет – время покажет.

Конференция есть ответ на запросы общества, которое проявляет интерес к персоне Сталина. Правда, историческая наука не влияет непосредственно на сегодняшний день. Наивно думать, что историки сегодня пришли к определенным выводам, и тут же все в обществе стало думать по-новому. Один из важных факторов объективного постижения прошлого, достижения истины – это отсутствие политических страстей.

В свое время Михаил Николаевич Покровский, лидер советской исторической науки, говорил, что история – это политика, опрокинутая в прошлое. Я надеюсь, что такое понимание истории мы преодолели и так примитивно больше не оцениваем и никогда не будем оценивать ни роль истории, ни роль исторической науки, ни роль исторических дискуссий.

Хотя появление в последнее время ряда школьных учебников вызывает некоторую тревогу. Настоящим гражданином, настоящим патриотом может быть человек, который живет не с закрытыми глазами, а знает собственную историю и понимает, почему произошло так, а не иначе.

("Русский журнал", №13)